Газета “Любимый город”
3 февраля 2020
Автор: Виталий Баранник

Спектакль «Иллюзионисты», премьера которого состоялась 30 января, безусловно станет украшением репертуара нашего театра. Великолепная игра заслуженного артиста Украины Анатолия Вертия, исполнившего роль старого театрально актера Казимира Канта, вызывает искреннее восхищение и заслуживает самых высоких оценок. Зрители, которым посчастливилось в этот вечер присутствовать в зале, выходили из театра «потрясенные и ошарашенные». И даже понимая, что все, происходящее на сцене было искусной иллюзией, осознавали, что стали свидетелями настоящего чуда, рожденного оригинальными режиссерскими решениями постановщика спектакля Виктора Попова и актерским мастерством Анатолия Ивановича Вертия.

Един во многих лицах

Пристальное внимание и искренний интерес театралов нашего любимого города к этому спектаклю вызван тем, что он стал своеобразным бенефисом ведущего актера театра им. Леси Украинки Анатолия Ивановича Вертия, который накануне премьеры «Иллюзионистов» отметил свой 60-летний юбилей.  Пьеса финского драматурга Бенгта Альфорса, как нельзя лучше позволила актеру продемонстрировать свой широкий актерский диапазон. Старый, немного циничный, умудренный жизнью и не ждущий от нее ничего хорошего, но при этом безусловно талантливый актер Казимир Кант сам по себе очень интересная и неординарная личность. Но сюжет пьесы «Иллюзионисты» позволяет Казимиру Канту, а равно и играющему его актеру, появляться перед зрителями в абсолютно разных образах: короля Лира, нацистского офицера, драматурга Мольера и других не менее ярких личностей. Чтобы достоверно сыграть каждого из них, практически мгновенно переключаясь с одного психотипа на другой, нужно быть не просто хорошим актером, нужно быть настоящим иллюзионистом. И в этот вечер Анатолию Ивановичу Вертию это удалось в полной мере. На сцене он был настоящим Богом, как того и хотела молодая писательница Шарлотта Вальгрен (Ирина Донченко), которая принесла старому актеру свою пьесу.

Не случайно спектакль неоднократно прерывался аплодисментами. Практически каждая реплика Казимира Канта находила отклик в зрительском зале. Он изящно манипулировал не только Шарлоттой Вальгрен, но и зрителями, вызывая у сидящих в зале то смех, то слезы. Он элегантно обманывает зрителя (чего стоит одна сцена смерти на руках у Шарлотты), но при этом не является лжецом. Говоря об актерской профессии, он подчеркивает: «Мы иллюзионисты, Чарли. Мы врем честно и открыто, и зрители знают об этом». Именно этой фразой Казимира Канта и объясняется название пьесы и спектакля.

Два взгляда на роль театра и задачу драматурга

Весь спектакль построен на диалоге Казимира Канта и Шарлотты Вальгрен. Только во втором действии к ним на непродолжительный период присоединится доктор (Роман Куксенко), который придет, чтобы осмотреть якобы умирающего старого актера.  Забавная не первый взгляд история оказывается и глубже, и многограннее: в ней комедия переходит в трагедию, трагедия – в фарс, фарс – в драму, а драма – снова в комедию. Зрители стали свидетелями столкновения не только представителей двух разных возрастов, но и двух разных мировоззрений, двух отличающихся взглядов на театр и его воздействии на сознание зрителей. Пережившая личную трагедию, и описавшую ее в своей пьесе, Шарлота заявляет: «Я хочу влиять на людей гораздо глубже. Я хочу, чтобы они вышли из театра потрясенные, ошарашенные. Они должны почувствовать, что отныне все будет по-другому, что их жизнь должна решительно измениться». Но одних эмоций, какими бы сильными они не были, не достаточно, чтобы написать действительно выдающееся произведение. Потому что, описывая свои переживания, Шарлотта совсем не заботится о том, чтобы понять других своих героев, сразу дав однозначную оценку их поступкам, не уделяет внимания деталям и так далее. И опытный Казимир Кант, переигравший на сцене десятки героев и прочитавший сотни различных пьес, сразу находит слабые места и в позиции молодой девушки и в ее пьесе. «Писатель должен понимать всех своих героев. Уж если вы не можете влезть в их шкуру, описать их изнутри, то ни один актер не сможет этого сделать за вас. И зрители вам не поверят», – говорит он.

И спектакль, и кино

Отдельно хотелось бы отметить оригинальное режиссерское решение заслуженного деятеля искусств Украины Виктора Попова. Зрители Каменского хорошо знакомы с его индивидуальным режиссерским видением известных пьес, в постановку которых Виктор Попов традиционно вносит какую-то авторскую изюминку. На сцене Театра им. Леси Украинки в его постановке с неизменным успехом идут спектакли «Дракон» Е. Шварца и «Ужин дураков» Ф. Вебера. И в этот раз Виктор Васильевич сумел придать известной пьесе, выдержавшей многократные постановки в театрах всего мира, особую индивидуальность. Едва только был поднят занавес, зрителям стало понятно, что это будет очень необычный спектакль. Камера, направленная в зрительский зал, проецировала изображения на большой экран, установленный в центре сцены. Когда актеры появились на сцене, то зрители могли наблюдать за их игрой с разных ракурсов: со своих мест в зале и на том же экране, по уже под другим углом зрения. Это позволило, в том числе показать крупные планы актеров и их лиц во время индивидуальных монологов и дало возможность оценить мельчайший нюанс их мимики и заметить блеск слез в их глазах. На этом же экране по ходу спектакля демонстрировались различные видеозарисовки, в том числе и рассказывающие о творческом пути Казимира Канта / Анатолия Вертия. Благодаря этому решению, все действо, происходящее на сцене смотрелось и как спектакль, и как кинофильм. И это было здорово!

Восторг зрителей и поздравление от голливудских «звезд»

Кульминацией этого театрального праздника стало чествование юбиляра после окончания спектакля. Немало теплых и проникновенных слов услышал Анатолий Иванович в этот вечер от своих партнеров по сцене, представителей власти, друзей и даже голливудских «звезд». Его коллеги по театру приготовили для виновника торжества оригинальное видеопоздравление от имени Джейсона Стейтема, Брюса Уиллиса, Джима Керри, Анджелины Джоли и других заокеанских киноактеров.  Но самой главной наградой юбиляру стали продолжительные и бурные аплодисменты зрителей, самых главных и беспристрастных судей актерского таланта.

С Казимиром Кантом мы похожи только в том, что оба актеры примерно одного и того же возраста. И взгляды у нас на актерскую профессию тоже примерно одинаковые. Но по своим взглядам на жизнь – мы абсолютно разные люди. В отличие от Казимира, главные роли я начал гораздо раньше его, еще будучи молодым актером. Так что моя актерская судьба сложилась успешнее, чем у него. Да и на отрицательные рецензии критиков, я реагирую я не так остро, как он. Хотя обо мне и моей игре никогда не писали разгромных статей. Может быть если бы меня больше критиковали и ругали, то я бы смог пробудить в себе еще какие-то качества и способности.
Анатолий Вертий