Газета “ДМК: Деятельность. Мнения. Комментарии”
11 декабря 2019
Автор: Юлия Григоренко

Вечер, когда торжествуют юмор, искренность и любовь. Когда все будет правильно, и злой умник окажется в руках доброго недотепы. Вечер, когда Академический театр имени Леси Украинки приглашает каменчан на «Ужин дураков».

Франсис Вебер – это уже залог успеха. В век кино кто не видел «Беглецов», «Невезучих», а тем более «Игрушку», тот не знает французской кинокомедии. Но, согласитесь, перенести на сцену материал всемирно известного сценариста и режиссера – тут нужны и смелость, и мастерство, и большой опыт постановщика. Чтоб в достаточно откровенной психологической комедии не было ни капли грубости, брутальности, пошлости. Чтоб получилось, как задумано – смешно, светло и мудро. В общем, так, как получилось у заслуженного деятеля искусств Украины Виктора Попова, режиссера, уже известного каменскому зрителю по постановке «Дракона».

Заметим, что использовать в новом спектакле уже выбранные ранее приемы современных видеотехнологий и при этом не повториться – это тоже режиссерская смелость. А сделать так, чтобы «ноу-хау» не отвлекало от происходящего на сцене, но дополняло, тонко отеняло основное действие, подчеркивая общую атмосферу и идею спектакля, – это, пожалуй, режиссерская удача.

«Ужин дураков» – спектакль, в котором нет неинтересных ролей. И уж тем более нет неинтересно сыгранных. Огромную радость зрителю подарили все – и заслуженные, и ведущие, и молодые актеры. И все же, да простят меня горячо любимые мастера сцены нашего театра, сказать отдельно хочу об Александре Тарханове. Не вспомню точно, сколько времени назад это произошло, но вдруг поняла, что на нашей сцене играет актер с изумительно тонким психологическим рисунком в создании образов. Что начинаю ходить в театр «на Тарханова». Убеждалась в этом от роли к роли – будь то «маленькие» люди с их глубинной мудростью и знанием жизни или утонченные злодеи с их темной философией. А теперь эта новая роль – «феерический придурок» Франсуа Пиньён, шаг за шагом, минута за минутой раскрывающийся перед нами сначала как симпатичный и смешной недотепа, а в конце концов как самый добрый, самый светлый чудак, способный мудростью доброты, сострадания и всепрощения одержать безоговорочную победу над любым умником.

И еще – впечатление от сценографии. Казалось бы, комната – и комната, в богатой квартире. Но художнику-постановщику Наталье Ступаковой каким-то ей одной известным способом удалось как бы расширить пространство. И это не имеет никакого отношения к висящей на стене картине-экрану. Просто время от времени в ходе действия появляется ощущение… кино. Очень интересный эффект, придающий остроту восприятию спектакля.

А теперь, дорогие читатели, послушайте доброго совета – посмотрите «Ужин дураков». Временами вам будет очень смешно, временами – немного грустно, но все время очень светло и тепло на душе. Такой уж это спектакль.