Виталий Баранник
14 мая, 12:15

Вчера имел счастье присутствовать на премьере спектакля «Странная миссис Сэвидж», который просто обречен на успех и аншлаги. В нем есть над чем посмеяться, над чем задуматься и над чем поплакать. Уверен, что многие его зрители, даже зная, чем завершится эта удивительная история, все равно будут повторно приходить на него. Приходить, просто чтобы насладиться изумительной игрой исполнительницы главной роли. Миссис Сэвидж, в исполнении Маргариты Кудиной получилась не только и не столько странной, но в большей мере изящной, элегантной, остроумной, доброй, трогательной и отзывчивой. И когда в финале спектакля обитатели лечебницы «Тихая обитель» каждый по-своему признаювались ей в искренней любви, к их словам готовы были присоединиться все сидящие в зале зрители.

Такого высочайшего уровня актерского мастерства, такого глубокого слияния со своей героиней, которые в этот вечер продемонстрировала Маргарита Андреевна, могут достичь только единицы актеров. Общеизвестно, что наш театр свои возрождением во много обязан ее усилиям как директора, но, друзья мои, сколько же ми потеряли, что до сих пор не видели ее игру на сцене в качестве актрисы!

Хотелось бы отметить еще несколько моментов, которые способствовали, на мой взгляд, успеху спектакля. Во-первых, это вполне достойная игра молодых актеров, которые играли пациентов «Тихой обители». На сцене действительно присутствовал сыгранный актерский ансамбль, не смотря на разницу в опыте и возрасте его участников. Во-вторых, это, актуальная сейчас (к сожалению!), тема войны. Она не является главной в спектакле, но ее присутствие заметно и уместно в общем контексте повествования. Автор пьесы Джон Патрик, уже будучи известным драматургом, в годы второй мировой войны добровольно вступил в Американскую Полевую Службу. Он служил в Египте и видел сотни искалеченных молодых парней, а их боль и страдания отразил в образе бывшего гениального пианиста Жеффри, вынужденного во время войны стать пилотом бомбардировщика.

В завершении хотелось бы отметить удачное световое решение спектакля, которое особенно было заметно во втором действии. Наверное, многие зрители оценили. Как выгодно и ярко смотрелся красный наряд миссис Сэвидж в голубом свете. Это было очень эффектно.

 

Юрий Шепель

В оригинале названия The Curious Savage, есть игра слов: Savage – и фамилия, и «дикарка». Комедия была переведена на русский язык в 1960-х годах и в 1966 году впервые в СССР поставлена на сцене Театра имени Моссовета. Первой исполнительницей главной роли была легендарная Фаина Раневская, которая, по отзывам критиков, сумела «поднять роль из рассказа о капризах богачки и меценатки к широкому обобщению, заставив зазвучать мажорную ноту высокой гуманности».
Потом эта роль перешла к не менее извесным и любимым актрисам – Любови Орловой и Вере Марецкой. Соперничая в театре, они соперничалии в этой роли. У каждой из них миссис Сэвидж была «своей», оригинальной и неповторимой. Роль миссис Сэвидж — стала мечтой для многих возрастных актрис. Кроме Фаины Раневская, Любови Орловой, Веры Марецкая ее играли наши звезды мировой величины: Людмила Касаткина и Вера Васильева.

Сюжет пьесы сводится к тому, что обладательница десятимиллионного состояния, пожилая дама миссис Сэвидж попадает в лечебницу для душевнобольных, что находится в маленьком городе, в штате Массачусетс. В «Тихую обитель», так называется это учреждение, ее поместили приемные дети — высокопоставленные обеспеченные люди не могут пережить того, что их мачеха безрассудно тратит деньги на благотворительные нужды, да еще собирается учредить «Фонд Счастья», чтобы помогать людям осуществлять их заветные желания. Надеясь на помощь врачей и персонала лечебницы, они хотят отнять у мачехи ценные бумаги, которые она спрятала неизвестно где, но проявляют при этом гораздо меньше здравого смысла, чем пациенты «Тихой обители»…

Основной смысл пьесы сводится к тому, что доброта спасет мир. В этом вполне можно абсолютно согласиться с точкой зрения Эдуарда Асадова: «…люди вдруг словно порою пятятся от чувства к расчётливости ума…».

Главная героиня (з. а. Маргарита Кудина) своей игрой позволяет зрителям вспомнить о душе, потому как именно это стало поворотным для героини. Хотя самая героиня этого и не осознает, но она, по своей сути, есть олицетворением милосердия, которое жило в ее сердце всегда, даже когда она еще не решалась признаться себе в этом. Сыграть это, показать это, чтобы зрители прочувствовали, сложно. Но актриса с этим справилась. Дело в том, что у Патрика нигде в пьесе не звучат слова о «милосердии», нет и этого слова, но именно оно определяет внутреннее осознание актрисой своей роли. У Патрика «дикарка» – женщина именно милосердная. «Тихая обитель» совсем не вызывает тягостного, безрадостного ощущения сумасшедшего дома. Напротив, здесь всё проникнуто теплом и добросердечием. Может быть, поэтому в финале пьесы всегда грустно, что миссис Сэвидж всё-таки покидает людей, сумевших стать ей за несколько дней по-настоящему близкими друзьями.

Главная героиня в который раз убеждается в несправедливом устройстве этого мира, потому что, оказавшись в «Тихой обители», среди больных людей, не нуждающихся в деньгах, она открывает для себя абсолютно новую реальность, в которой есть место и подлинной любви, и душевному теплу, и благородству, и бескорыстию.  Миссис Сэвидж Маргариты Кудиной обретает не только веру в себя и в правильность своих поступков. Она обретает потерянную веру в людей, в искренность отношений, в то, что человек, если, конечно, он этого хочет, всегда может остаться Человеком. Многозначительна и символична в этом плане финальная сцена, когда героиня спускается к зрителям и проходит через зал. Символизм этого прохода я вижу в том, что героиня идет к людям выполнять свою миссию милосердия.

Многие критики кино и театра вполне справедливо называют эту пьесу Патрика «доброй сказкой для взрослых». Сегодняшний зритель, уставший от социальных проблем, вполне нуждается в такой пьесе, что заставляет задуматься о самом ЧЕЛОВЕКЕ (вспомним М. Горького и его пьесу «На дне», где гордо звучат слова: «Человек! Это звучит гордо…»). Поэтому спектакль нашего театра, это, прежде всего, спектакль про человека, который захотел делать добро людям, а его родные не поняли этого.

Зрители приняли спектакль хорошо. Думаю, не только потому, что мы все любим наш театр, его актеров, считая их своими близкими друзьями.
Это, на мой взгляд, связано с тем, что сегодня все мы ощущаем дефицит любви, добра и взаимопонимания. Актеры театра (з. а. Марина Юрченко, з.а. Олег Волощенко, Александр Тарханов, Максим Монастырский и мн. др.) сыграли «Странную миссис Сэвидж» как сказку для взрослых со счастливым концом, где добро побеждает зло, потому что в жизни не всегда так бывает, а этого так все хотят. Собственно, для этого и существует театр, где происходит обмен энергией, мыслями, добротой, так, чтобы сердце защемило, слезы потекли, чтобы было о чем задуматься.

Нашему театру очень повезло с замечательным режиссером Сергеем Чулковым. Одно удовольствие смотреть спектакли, поставленные ним. Рука Мастера ощущается во всем. Особенно в любви к актерам. Ведь только когда есть любовь, раскрепощенность, удовольствие от работы, тогда может произойти нечто хорошее. Интересный материал, талантливый режиссер, любимые актеры — и зрители, идущие в ТЕАТР, как на свидание, выходят одухотворенные и в то же время замыслившиеся о том, как определить, где кончается рассудок и начинается безумие? Почему в наше время доброта, отзывчивость, сострадание, желание отказаться от всего ради помощи людям приравнивается к сумасшествию? Почему крохотный мир милых безумцев, которые видят лишь то, что хотят увидеть, может быть привлекательнее мира реального?

Хотелось бы несколько слов благодарности адресовать мастерам по костюмам и автору музыкального сопровождения спектакля Олегу Волощенко. Музыка создавала атмосферу Америки и дополняла то, что было на сцене. А что такое для актеров, особенно актрисы, костюмы, которые подходят ее образу? Сэвидж странная, экстравагантная, непредсказуемая, какой у нее характер! Представляете, каково в директору после 10-летнего перерыва вдруг вновь стать актрисой, выйти на сцену, как поступила Маргарита Кудина? Ее отличительные черты — доброта, воздушность, свет — подчеркиваются роскошными костюмами, роскошным цветом, шляпкой.

Художнику-постановщику спектакля, костюмерам, осветителям, работникам сцены особый РЕСПЕКТ!!! Спектакль получился хороший и добрый по настроению, по способу существования, по картинке, — по всему. В нем есть и лирика, и душевность и музыка, и радость, и слезы. Очень трогательно показаны душевнобольные пациенты клиники, глядя на которых склоняешься к мысли, что обитатели лечебницы гораздо более нормальны, чем люди из жестокого внешнего мира.

Джон Патрик в предисловии к действиям пьесы писал: «Главное, чтобы в «Странной Миссис Сэвидж» славные больные, помещенные в «Тихую Обитель», были показаны с теплотой и уважением. …Малейшее преувеличение в интерпретации этих образов развеет всякое очарование и исказит весь смысл».

Режиссеру и актерам все удалось. Спектакль получился очень светлый. Актеры играли с самоотдачей. От спектакля действительно веет очарованием, теплом и верой в Человека. Его смысл понятен. В наше время так мало доброты, отзывчивости и сострадания к людям, а спектакль акцентирует внимание на этих моментах.
Доктор филол. наук, профессор, академик НАН ВО Украины Шепель

 

Яна Жучек Дякуємо за неймовірні емоції! Як завжди, найкращі! Вистава демонструє зв’язок поколінь акторів театру, це чудово, на одній сцені усі, об’єднані спільною думкою, ідеєю, яскравими перевтіленнями для досягнення спільної цілі-здивувати, вразити глядача! Маргарита Кудіна – здивувала, вразила, надихнула. Майстерність вищого гатунку. Слова щирої подяки та захоплення усім акторам, усім, хто працював над постановкою вистави! Майстру ( Сергію Чулкову!) окремі вітання! Дякуємо! Рекомендуємо! Чекаємо на нові зустрічі!

Ольга Курысь Очень понравился особенно игра Кудиной желаю новых интересных ролей будем ждать новый спектакль с её участием

Nataly Volosova Неймовірні емоції від вистави! Щиро, відверто, гостро і щемливо! Чудова гра всіх, відчувалася взаємовіддача акторів на сцені! Дякую! Всім раджу, хочу ще!!!

Marina Shcherbina Замечательный спектакль! Замечательная игра! Замечательная миссис Севидж!

Татьяна Завгородняя Маргарита Андреевна – Вы лучшая! Спасибо за удивительный вечер Вам, Сергею Анатольевичу и всем актёрам театра за великолепную игру.

Римма Швец БРАВО, Маргарита Андреевна!!! Благодаря Вашему творчеству рабочая неделя завершилась прекрасно! Творческих удач!

Светлана Антипова Вітаю Театр і нас, Його шанувальників, з блискучою прем’єрою!!! Неперевершено і актуально!!!

Ольга Захорольская Браво!!!! Спектакль на высшем уровне!!! Маргарита Андреевна! Как вы могли нас, зрителей, так долго обделять вашим актерским талантом???!!! Давайте будем исправлять ситуацию. Находите, пожалуйста, в своем плотном рабочем графике время для новых ролей. Вы – непревзойденный талант!!! Благодарю !!!