Газета “Любимый город”
5 августа 2020
Автор: Виталий Баранник

Сергей Чулков: «После «Женщин Джейка» можно считать, что Сергей Винокуров способен играть очень глубокие драматические роли»

Сразу после премьеры, что называется «по горячим следам» мы пообщались с режиссером-постановщиком спектакля Сергеем Анатольевичем Чулковым, чтобы выяснить его впечатления от премьеры, игры актеров и реакции зала.

– Сергей Анатольевич, какую оценку вы готовы поставить актерам после премьеры спектакля? Насколько точно они воплотили на сцене ваши задумки, как режиссера?

– Я могу сказать, что оценку я ставил не после премьеры, а еще накануне. Когда идут «прогоны», то уже понятно, какой получается спектакль, и как играют актеры. На мой взгляд, с точки зрения предложенного мной материала и поставленных мною задач, они играли безупречно.

– Вы в чем-то рисковали, доверив роль Джейка Сергею Винокурову. Он ведь и значительно моложе Джейка, и играл до этого в основном комедийных персонажей?

– По своей психофизике Сергей Винокуров – это острохарактерный артист. Да, можно сказать, что он очень хороший комик. А в этом спектакле он, преодолевая собственную способность и предрасположенность к острым характерным ролям, сумел сыграть роль драматическую. В этом была новизна для него самого. И он с этим справился. Отныне можно считать, что он способен играть очень глубокие драматические роли.

– А то, что Сергей не попадал в возрастную группу своего героя и пришлось его искусственно «старить» с помощью грима?

– Ну а куда деваться? В театре это нормально, когда молодой человек играет старого и наоборот. Все зависит от мастерства. От способности воплотить возраст. Хотя Сергей, действительно человек молодой и энергичный. Джейку у нас 43 года, а. Сергею только 32. Но что такое для мужчины 43 года? По нынешним временам – это мужчина в полном расцвете сил. И если Джейк по ходу спектакля и упоминает какие-то свои болячки, ревматизм, то делает он это специально, чтобы показать своей первой жене насколько он изменился с того времени, как они познакомились. Поэтому я не считаю, что существующая разница в возрасте у Сергея с его героем является каким-то препятствием, которое могло помешать ему в работе над ролью.

– А как вы оцениваете реакцию зала? Она соответствовала вашим ожиданиям?

– Ну как можно как-то иначе оценивать реакцию зрителей, если они плакали во время спектакля? И слезы стояли в глазах и у женщин, и у мужчин. Это дорогого стоит. Когда мы, режиссеры, ставим спектакль, то мы должны учитывать его адресность и направленность. Как правило, женщины очень остро реагируют на события, изложенные в спектакле. Но мне хотелось сделать спектакль, на который бы остро реагировали мужчины. Поэтому этот спектакль – для мужчин. И это произошло. Это получилось. И я видел, как мужчины реагировали на происходящее на сцене, сопереживали герою и остальным действующим лицам, как они плакали. В этом смысле спектакль добился поставленной цели.

Признаюсь, что когда шел на спектакль, то думал, что главным героем в нем будет Джейк. Но сейчас думаю, что главные роли в спектакле достались именно женщинам.

– Вот! Да, женщины – это та среда, то окружение, в котором существует Джейк Именно эти женщины сделали его таким человеком, каким он стал. И в названии спектакля, «Женщины Джейка», женщины стоят на первом месте. Так что вы все правильно поняли. И то, что в некоторых моментах женщины затмевали Джейка и побеждали его в их словесных перепалках и диалогах, это все как раз и работало на основную идею спектакля.

Сергей Винокуров, исполнитель роли Джейка:

– Самым сложным было для меня показать момент «переключения» Джейка, момент его перехода из реального мира в мир собственных иллюзий. И честно признаюсь, у меня в первом акте это не всегда получалось хорошо. Возможно еще и потому, что для меня была неожиданной реакция зрителей в определенных местах. Я не предполагал, что люди будут смеяться в каких-то местах. Не видел там особого юмора. И это немного сбивало. Это же премьера, и ты не знаешь, как будет вести себя зритель. Но именно реакция зрителей помогает лучше понять какие-то моменты спектакля, посмотреть на них под другим углом зрения, переосмыслить их. Во-вторых, трудно было полностью абстрагироваться от истории, рассказанной в спектакле, не «пропускать» ее через себя. Ведь каждый из нас тоже пережил нечто подобное в своей жизни, тоже делал какие-то ошибки, тоже кого-то терял из своих близких. И третья сложность для меня в работе над спектаклем состояла в том, что это «возрастная» роль, и Джейк значительно старше меня. Но я решил, что мне глупо играть на сцене «старика». Да, пусть меня состарят внешне, добавят седины в волосы, но я буду на сцене, такой, каким я внутренне ощущал своего героя. Я не хочу играть старость. И мне кажется, что это и не нужно. Мне кажется, что тут основная линия заключается в отношениях Джейка с его женой, в его нежелании с ней разводиться, в том, что, несмотря ни на что, он ее действительно любит, в том, что она его Муза и что без нее ничего не сможет сделать, ничего не сможет написать. А сколько лет Джейку 33, 43 или 53 – это не важно.

Марина Юрченко, исполнительница роли Мегги:

– Мне кажется, что спектакль у нас получился. Там есть такие сцены, например, сцена встречи мамы и дочки, от которых даже мы, актеры, сами стоя за кулисами ревем. Настолько это трогательно, настолько это искренне, что слезы сами наворачиваются на глаза. Что касается моей героини, Мегги, то образ выписан так, что может быть близок и понятен каждой женщине. Мне кажется, у любой женщины наступает такой момент, когда ей хочется стать самой собой. Нас действительно с детства учат быть очень правильными, навязывают какие-то правила, заставляют жить по каким-то канонам. При чем не только женщин, а всех. И мы вынуждены поступать не так, как нам хочется, а так, как нужно, как принято правилами поведения. Это свойственно не всем, но многим людям. Мне свойственно. Меня тоже воспитывали правильно. Но в какой-то момент ты начинаешь задумываться: «А почему я должен жить именно так?» Хочется какой-то свободы, хочется почувствовать себя личностью. И каждый, кто решает изменить свою жизнь, делает это по-своему: кто-то совершает какие-то ошибки, кто-то, как Мегги, должен уйти от любимого человека, чтобы проверить свои чувства, понять, что этот человек для тебя значит. Так что какие-то схожие черты у меня с моей героиней есть.


Олег Волощенко: «В актерскую профессию нужно идти только по зову сердца» Спектакль «Женщины Джека» стал дебютом для Полины Волощенко, которая играла дочь Джейка – Молли в возрасте 12 лет. Девочка ничуть не терялась в компании более опытных партнерш и была естественна и органична и свою долю аплодисментов получила вполне заслуженно. Узнав, что она – младшая сестра ведущего актера нашего театра Олега Волощенко, мы решили узнать у Олега, как он оценивает игру Полины.

– Олег, если отбросить эмоции, то как бы вы с профессиональной точки зрения оценили игру своей сестры в ее дебютном спектакле?

– Если честно, то отбросить эмоции после этого спектакля очень сложно. Так же, как и выразить их словами. Но я никогда не позволяю эмоциям превалировать над чисто профессиональным взглядом. Поэтому сестре я всегда честно могу сделать какие-то профессиональные замечания, дать совет и высказать пожелания. Но если говорить об этом спектакле, то я честно могу сказать, что готов поставить ей высшую оценку. Для своего дебютного спектакля Полина отработала на все 100%. Ей всего 12 лет. Она совсем недавно начала заниматься в театральной студии. Но при этом она сыграла очень здорово. Она до этого играла в детском новогоднем спектакле и тоже хорошо справилась. Но там у нее была небольшая роль, а здесь – второй план.

– Как считаете, ее желание стать актрисой вызвано вашим примером? Решила пойти по стопам старшего брата?

– Нет, я не думаю. Тут как раз проявилось ее собственное внутренне движение к этому. Ладно, если бы у нее была старшая сестра актрисой, тогда с нее можно брать пример. Но не со старшего брата, с которым почти 30 лет разницы (смеется). Нет, в эту профессию нужно идти только по зову сердца.